Пятница, 24.11.2017, 23:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Библиотека МОУ лицей с.Хлевное Липецкой области   



Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Выступление на дискуссионной площадке на обл. семинаре

Диспут на тему:

«Хорошо сбалансированный современный книжный фонд, грамотно скомплектованный аппарат библиотеки может ли стать залогом успешного развития информационной культуры личности в современной школе?»

 

Заведующая библиотекой МОУ лицея с.Хлевное

Коротких Надежда Васильевна

  

     Развитие информационной культуры у учащихся - одна из самых актуальных проблем школьной библиотеки.     

     Информационная культура - это не только умение искать информацию в библиотеке, но одна из важных составляющих

 умения учиться.

Слайд 2

     Информационная культура личности складывается из  многих составляющих, в числе которых и информационная грамотность, и библиотечно-библиографические знания, и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность, без которой невозможно развитие информационной культуры в современном мире.

     Особая роль школьной библиотеки в деле формирования  информационной культуры учащихся определяется, прежде всего, таким фактором, как возможность  реализации последовательной, систематической  информационной подготовки учащихся  в ее неразрывной связи с учебным процессом. Именно в школьной библиотеке учащемуся предстоит осознать зависимость между овладением знаниями и трудом по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации.

Слайд 3

     Одна из задач школьной библиотеки по развитию информационной культуры личности - дать основы библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков использования читателями СБА и фонда библиотеки. Нужно грамотно и систематически давать представления о структуре библиотечного фонда, составе каталогов и картотек, библиографических пособий, правилах пользования библиотекой.

Слайд 4

Нужно учить ради того, чтобы ученик мог в любых обстоятельствах, а не только в школе, учиться самостоятельно.

Слайд 5

     Задача школьной библиотеки - воспитание информационной культуры школьников, обучение доступа  к информации, формирование навыков работы с информацией и помощь в применении этих умений на практике.

 

  Привитие информационной культуры начинаем с 1 класса.

Слайд 6

«Будем знакомы!». Знакомство с библиотекой. Экскурсия по библиотеке с 1-ми классами. С этой целью для них организуем экскурсии в библиотеку, во время которых  рассказываем, что такое библиотека, как стать её читателем, какие есть в библиотеке книги, показываем наиболее интересные из них, обращаем их внимание на иллюстрации, читаем им небольшой отрывок, рассказ, стихотворение. Такие экскурсии дают детям первое представление о библиотеке, способствуют привлечению их в число читателей.

     Экскурсии в библиотеку проводятся не только для детей младшего возраста, они интересны и старшим школьникам. К их приходу в библиотеке готовим выставку книг, подбираем иллюстративные материалы. В беседе даются общие сведения о библиотеке и советы, как выбрать книгу по рекомендательным пособиям, с книжной выставки, как обращаться с книгой, как вести себя в библиотеке.

 

 

*             С учащимися 2-4 классов проводим библиотечные уроки «Ты и твоя книга». Книга и ее создатели. Структура книги. Периодические издания.  Постоянные беседы с детьми при выдаче им книг приучают детей анализировать прочитанное; они охотно делятся впечатлениями о книге и выражают свое мнение не только устно, но нередко и письменно. Такую запись принято называть отзывом читателя о книге.

 

*           Для 5-7 классов - «Наши помощники». Словари, энциклопедии, справочники.

*           Для старшеклассников -  «Путешествие в страну СБА». Выбор книг в библиотеке (каталоги, картотеки, открытый доступ, выставки и др.), индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой, проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет.

    Умение ориентироваться в потоке информации необходимо для  самостоятельной подготовки школьника таких информационных продуктов, как аннотации, рефераты, обзоры, доклады и т.п., занимающих весьма значительное место в учебном процессе.

     С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников: воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу. Характерно для них также внимание к слову библиотекаря и учителя, дисциплинированность; они охотно выполняют правила библиотеки.

 

     Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографических знаний и развитию культуры чтения являются:
· индивидуальные консультации по библиографическому разысканию и методике работы с литературой;
· групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;
· экскурсии по библиотеке;
· проведение практических занятий по использованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интернет;
· библиотечные уроки по обучению методике оформления списков использованной литературы;

 

· игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина»)— это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки, справочной литературой, библиографическими указателями и т.д.

      В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками издаются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения.
При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотностью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и умения:
- знания возможностей библиотек и информационных центров различных уровней;
- умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.);
- знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;
- знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);
- умения усваивать и воспринимать прочитанное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);
- умения бережно обращаться с произведениями печати.

 

 

Программа занятий библиотечно-библиографических знаний с учащимися 1-9 классов

1 класс


Тема 1 "Первое посещение библиотеки"
ТемаТема 2 "Правила пользования книгой"

2 класс


Тема 1 "Знакомство с библиотекой"
Тема 2 "Структура книги"
Тема 3 "Газеты и журналы для детей"

3 класс


Тема 1 "Структура книги"
Тема 2 "Выбор книги в библиотеке"

4 класс


Тема 1 "Научно-познавательная литература"
Тема 2 "Справочная литература"
Тема 3 "Как читать книги"

5 класс


Тема 1 "Структура книги. О книге и библиотеке"
Тема 2 "Художественное оформление книги"
Тема 3 "Выбор книги в библиотеке"
Тема 4 "Записи о прочитанном. Дневник читателя"

6 класс


Тема 1 "Выбор книги в библиотеке. Библиографический указатель."
Тема 2 "План чтения"
Тема 3 "Как читать книгу"
Тема 4 "Записи о прочитанном. Отзыв о книге."
Тема 5 "Справочная литература. Словари. Детские энциклопедии."
Тема 6 "Периодические издания, адресованные младшим подросткам"

7 класс


Тема 1 "Справочно-библиографический аппарат"
Тема 2 "Записи о прочитанном"
Тема 3 "Книга и её создатели. Структура книги, использование её справочного аппарата"

8 класс


Тема 1 "Периодические издания, адресованные молодежи. Общественно-политическая литература"
Тема 2 "Книги по науке и технике"
Тема 3 "Книги по искусству"

9 класс


Тема 1 "Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы"
Тема 2 "Методы самостоятельной работы с литературой"
Тема 3 "Критическая литература"

    

     В отличие от обучения библиотечно-библиографическим знаниям и культуре чтения, которым традиционно занимались и занимаются библиотеки, обучение основам компьютерной грамотности,в первую очередь,  занимаются образовательные учреждения. Культура общения с  персональным компьютером становится частью общечеловеческой культуры.

     Школьная библиотека организует педагогическое сопровождение учащихся на всех этапах самостоятельной работы с источниками информации: формулировка информационного запроса, поиск и отбор источников информации, анализ и  переработка информации, систематизация информации и оформление полученных результатов. Педагогическое сопровождение  направлено на развитие личности учащихся: расширение информационного образовательного пространства, удовлетворение информационных потребностей, формирование отношения к информации, реализацию творческих способностей.

      

      Конечно, для реализации всех этих задач необходим соответствующий фонд.

Слайд 7

     Фонд каждой библиотеки - неотъемлемая часть ее информационных ресурсов различных видов на традиционных и нетрадиционных носителях.

     Фонды ШБ состоят из нескольких дополняющих друг друга фондов:

*           Основной фонд, включающий основную массу документов по профилю библиотеки, предназначенного для использования и хранения ( фонд художественной, научно-популярной, методической, справочной, Общественно-политической литературы и т.д.)

*           Специализированный фонд, состоящий из документов, отобранных по какому-либо признаку: вид документа, тематика, читательское назначение ( фонд учебной литературы).

Особенностью специализированного фонда учебной литературы, являются более быстрые по сравнению с основным фондом - пополнение и обновление, связанные со сроками использования учебников не более 4 лет.

      На сегодняшний день обеспечение новыми учебниками составляет 100%. На предстоящий учебный год нами получено1897 экз. учебников на сумму 373 тысячи руб.

 

Систематичность и плановость комплектования книжного фонда предполагает пропорциональное распределение изданий по разделам библиотеки.

 

       Для обеспечения учебного процесса, как и для реализации других задач, важен и какой в библиотеке фонд художественной и справочной литературы, медиаресурсы. В 2008-09 учебном году фонд нашей библиотеки пополнился новыми классическими художественными изданиями, энциклопедиями в количестве 503 экз на сумму 95 тысяч руб, которые нам выделили администрация лицея. Помимо этого,   в рамках нацпроекта  в 2008 г. получили 41 энциклопедию изд-ва «Аванта+» на сумму 18 тысяч. руб.

 

Слайд 8

Исторически сложилось так, что в школьных библиотеках существует распределение фонда (без учета фонда учебной литературы):

*           Общественно- политическая литература - 20%

*           познавательная (научно-популярная) литература - 30%

*           Художественная литература - 50%

     Но конкретных нормативов на этот счет не существует.

Например, в нашей библиотеке, книжный фонд распределился следующим образом:

Слайд 9

Основной фонд:

*           Всего 22187

*           ОПЛ, справочная литература - 921

*           Естествознание, математика, математика - 1170

*           Техника - 436

*           Сельское хозяйство - 64

*           Искусство, спорт - 582

*           Художественная - 10179

*           Литература для уч-ся 1-4кл - 2000

*           Языкознание, литературоведение - 719

*           Народное образование - 6116

 

 

      

 

Слайд 10

 

    Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства чтением.

    СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно-библиографического фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек.

В составе СБА обычно выделяют :

фонд справочных изданий;

каталоги;

библиографические издания и картотеки  

     Справочный фонд нашей библиотеки насчитывает 530 экз. Мы имеем большой фонд словарей русского языка; биобиблиографические словари "Русские писатели”; 52 тома "Энциклопедии для детей Аванта+”, «Большой словарь Брокгауза и Эфрона», БРЭ; «Школьная историческая энциклопедия», энциклопедии по домоводству и географии и многое другое.

      В библиотеке в 2005 году создан и ведется систематический каталог. СБА содержит ряд картотек, которые отражают указанную тему: «Картотека новых поступлений», «Картотека карточек на учебники». Для педагогов ведется картотека журнальных статей  «Внеклассная работа: сценарии классных часов и мероприятий»

     Только правильно сбалансированный книжный фонд, обширный СБА библиотеки и грамотный библиотекарь могут стать залогом успешного развития информационной культуры личности в школе.

Презентация к выступлению

    

    

    

 

Категория: Мои статьи | Добавил: lic (14.04.2011)
Просмотров: 1433 | Комментарии: 3 | Теги: Культура, личности, информационная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright Лицей с.Хлевное © 2017
Хостинг от uCoz